Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа профильного обучения

Программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в МОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования

Основание Программы

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования № 2783 от 18.07.02 г.

Основные разработчики Программы

Творческий коллектив МОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа»

Основная цель Программы

Реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, направленной на обеспечение общедоступности и повышения качества образования

Задачи Программы

- Апробация моделей профильного обучения в школе

- Введение модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы;

- Учебно-методическое, научное, кадровое, материально-техническое обеспечение введения профильного обучения;

- Обобщение опыта организации профильного обучения;

- Создание образовательной сети образовательных учреждений

Сроки реализации Программы

С 2009 – 2010 учебного года по 2013 – 2014 учебный год

Исполнители Программы и ее основных мероприятий

МОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа»

Ожидаемые результаты

Повышение доступности и качества образования в соответствии с современными требованиями

Контроль исполнения Программы

Администрация школы

Введение

Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. В настоящий момент сложилось противоречивое отношение ученых и практиков к профильной подготовке учащихся и переходу от профильной подготовки к профессиональному образованию молодежи. С одной стороны, изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это привело к появлению вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися. С другой стороны, в условиях усиливающиеся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства с помощью вариативного образования. Обсуждение этих проблем позволило выделить в новых социально-экономических условиях ряд противоречий:

- между содержанием общего среднего образования и потребностями общества в трудовых резервах;

- между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и спектром существующих в образовательных учреждениях образовательных услуг;

- между требованиями к качеству подготовки абитуриентов, предъявляемыми вузами, и итоговой подготовки выпускников средних учебных заведений.

В связи с этим повышается актуальность проблемы построения непрерывного профильного образования.

Сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся. При этом одной из главных проблем современного образования остается недостаточная социальная ориентированность выпускников школ. С этой проблемой тесно связана проблема социальной адаптации выпускников. Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности и т.д. Таким образом, «Человек Универсальный, т.е. всесторонне образованный, способный к перемене профессии и тем самым позиции в общественном разделении труда, становится в некотором смысле необходимостью». На решение этой задачи и направлена Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и данная Программа.

Программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в МОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» (далее - Программа) разработана в соответствии:

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 № 1756 - р.;

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 18.07.02 № 2783;

- кадровой потребностью организации на территории школы.

Срок реализации Программы рассчитан на 5 лет и предусматривает решение содержательных и технологических вопросов, а также организационно-нормативные, научно-методическое, кадровое обеспечение введения профильного обучения в школе.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Проводимая в стране реформа образования нацеливает руководителей на то, что школа прежде всего должна реализовывать цели развития личности ребенка, т.е. служить его собственным интересам, а не рассматривать его как средство достижения целей социальных институтов или реализации социального заказа общества.

Современная школа не в полной мере решает эти новые задачи. Например, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями самого ребенка. Школа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

У многих учащихся общеобразовательной школы не сформирована потребность в своем дальнейшем развитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Это и есть те неудовлетворительные результаты, которые должны устранять профильная школа.

В школе  профильное обучение старшеклассников осуществляется с 1 сентября 2009 года. Был открыт профильный класс с агротехнологическим направлением.

В школе не накоплен достаточный опыт организации профильного обучения. Поэтому, к наиболее значимым проблемам профильного обучения следует отнести:

- отсутствие системных подходов к организации предпрофильной подготовки в основной школе;

- отсутствие критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга;

- неэффективность системы подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в профильных классах;

- отсутствие обязательных требований к результатам профильного обучения.

 

II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Основной целью Программы является реализация концепции профильного обучения на старшей ступени обучения, направленной на обеспечение общедоступности и повышения качества обучения.

Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение следующих задач:

- анализ состояния профильного обучения ;

- созданиесети ОУ;

- разработка модели профильного обучения учащихся основной школы;

- апробация модели профильного обучения;

-учебно-методическое, научное, материально-техническое обеспечение введения профильного обучения;

- обобщение опыта организации профильного обучения в школе.

Сроки реализации Программы: 2009-2014 гг.

2009-2010 учебный год

-    разработка локальных актов

- диагностико-прогностическая работа, направленная на выявление проблем и выработку программных подходов к введению профильного обучения в школе;

2010-2011 учебный год

-осуществление предпрофильной подготовки обучающихся основной школы;

- отработка  организации государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и введения «портфолио» достижений;

- разработка модели экспериментального профильного обучения по индивидуальным учебным планам;

- разработка критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга;

- организация повышения квалификации  педагогов .

2011-2012 учебный год

- обобщение опыта организации профильного обучения  учащихся ;

- учебно-методическое, научное, материально-техническое обеспечение введения профильного обучения на старшей ступени;

- обобщение опыта комплектования 10-х профильных классов на основе «портфолио» достижений учащихся.

2012 -2013 учебный год

- создание сети ОУ.

2013-2014 учебный год

         - обобщение опыта организации профильного обучения.

III. Система Программных мероприятий

Система Программных мероприятий состоит из следующих направлений работ:

1. Диагностико-прогностическая работа;

2. Предпрофильная подготовка;

3. Создание системы специализированной (профильной) подготовки учащихся;

4. Повышение квалификации и переподготовка работников образования для системы профильного обучения;

5. Научно-методическая сопровождение модели профильного обучения;

6. Материально-техническое оснащение.

Для начала перехода на профильное обучение в указанные сроки необходимо реализовать следующую систему действий:

- анализ составления профильного обучения в школе;

- анализ учебно-методической литературы и подготовка рекомендаций по работе с действующими учебно-методическими комплексами;

- подготовка комплекса нормативно-правовой документации;

- создание  образовательной сети;

- разработка и утверждение примерных учебных планов и примерных учебных  программ;

- апробация модели организации государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и комплектования 10-х профильных классов на основе «портфолио» достижений;

- разработка различных моделей профильного обучения для школы;

- повышение квалификации и переподготовка работников школы в связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- материально-техническое обеспечения введения профильного обучения;

- обобщения опыта введения профильного обучения на старшей ступени образования и разработка рекомендаций;

- разработка организационного механизма управления предпрофильной подготовкой и профильного обучения на уровне школы.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

- При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на  местном уровнях, высокая социальная и политическая значимость принимаемых мер, а также реальная возможность их решения.

- Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств  муниципального бюджета  и средств предприятия.

V. Механизм реализации Программы

 

Механизм реализации Программы базируется на общих принципах осуществления политики государственной поддержки направлений развития общего образования в районе и школе.

Разработчиком Программы является администрация  МОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» , функции которой заключаются в:

- создании нормативно-правовой и методической базы для введения профильного обучения в школе;

- создании образовательной сети;

- создании и поддержке эффективных моделей организации профильного обучения;

- организации и проведении информационной работы среди населения;

- обеспечение контроля за реализацией Программы на уровне образовательного учреждения с целью анализа ситуации, обобщение положительного и отрицательного опыта.

Для реализации поставленных задач проектируется, а затем проводится запуск образовательной сети. Сеть включает в себя  три  сетевые  площадки .

Сетевые площадки в свою очередь состоят из образовательных учреждений.

Механизм введения профильного обучения на старшей ступени общего образования включает несколько этапов:

- диагностико-прогностическая работа;

- организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы;

- организация профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- материально-техническое оснащение.

Диагностико-прогнастическая работа предполагает проведение анализа и диагностики имеющих условий для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе, а также подготовительной деятельности   руководителей школы. На этом этапе работы определяется перечень учреждений, которые войдут в сеть, их предполагаемые функции, возможная архитектура связей сети, ее плотность, а также определяющие размеры. То есть сеть прогнозируется и разрабатывается виртуально. Осуществляется разработка карты образовательной территории, подготовка буклетов с информацией для учащихся, подготовка информационных мероприятий для учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями сети.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах.

Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, т.е. высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю. Для реализации этой цели необходимо:

- проведение профессиональной ориентации обучающихся 2 – 7 классов (проведение экскурсий на предприятия, встречи с людьми разных профессий, тестирование)

- введение за счет школьного компонента курсов по выбору: предметных, информационных и ориентационных;

- введение активных методов преподавания курсов по выбору;

- проведение эвристических проб для учащихся 9-х классов, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования;

- прохождение всеми учащимися 9-х классов курса обучения по выбору профиля образования;

- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся, по типу «портфолио» ученика;

- зачисление в 10-й в профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика;

- введение  9 классе ориентационного  курса по технологии «Сельхозтехника»

- проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс «портфолио»;

- безотметочная система предпрофильного обучения учащихся;

Основной целью профильного обучения на старшей ступени общего образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни. Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для этого необходимо:

- введения большого количества разнообразных элективных курсов;

- введения активных методов преподавания элективных курсов;

- расширения спектра профилей ;

- введения модели профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекториях;

- разработка учебно-методических пособий для преподавания профильных предметов и общеобразовательных;

- разработка критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга;

- организация повышения квалификации и переподготовки кадров для работы в профильных классах.

Материально-техническое оснащение  профильного обучения позволит улучшить качество обучения.

Оснащения учебно-воспитательного процесса будет осуществляется в рамках ресурсного обеспечения Программы и привлечения внебюджетных средств.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации.

 

Управление и контроль реализации Программы осуществляет администрация школы.

Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений школы, методического совета, в подготовке которых принимают участие все заинтересованные исполнители Программы.

Распределение функций управления  по реализации Программы

Ответственные за выполнение функций

Функции  управления

1.

Директор

·     Осуществляет контроль за реализацией профильного обучения.

·     Выносит вопросы на рассмотрение педагогического совета.

·     Взаимодействует с внешними организациями для организации профильных проб.

2.

Зам. директора по УВР

·   Составляет учебный план с учётом профилизации.

·   Анализирует состояние успеваемости.

·    Составляет расписание уроков и элективных курсов.

·    Контролирует посещение занятий.

·   Консультируют обучающихся и их родителей.

·   Формирует нормативно-правовую базу

·   Совместно с обучающимися составляет индивидуальный план обучения на два года

·   Оказывает методическую помощь при составлении рабочих программ учебных курсов и дисциплин

·     Оказывает методическую помощь  педагогам.

·     Отражает деятельность на школьном сайте и школьной газете.

3.

Завхоз

· Обеспечивает наглядно-методическими пособиями по заказам учителей - предметников.

·    Следит за санитарно-гигиеническими требованиями в кабинетах.

·   Следит за состоянием оборудования в кабинетах.

4.

Учитель - предметник

·   Оставляет рабочие программы учебных курсов и дисциплин в соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта

·   Осуществляет обучение   по предмету  на профильном уровне.

·   Следит за посещаемостью и успеваемостью обучающихся по своему предмету

5.

Педагоги-психологи

·   Проводят диагностику обучающихся 8-9 классов 

·   Консультируют обучающихся и их родителей

6.

Классный руководитель

·Помогает  в составлении портфолио.

·Проводит классные часы и индивидуальные беседы.

·Следит за посещаемостью и успеваемостью обучающихся

·Проводит классные часы по вопросам профессиональной подготовке.

·   Организует работу по составлению портфолио обучающихся.

·   Информирует об учебных заведениях.

·   Проводит экскурсии на предприятия.

·   Организует встречи с  успешными (интересными) людьми

·   Консультируют обучающихся и их родителей.

 

 

VII. Оценка эффективности, ожидаемые результаты

 

Реализация мероприятий Программы в 2009-2014 годах будет содействовать позитивными изменениями в системе общего образования школы, повышению доступности и качества образования и приведет к следующим положительным результатам:

- создание системы профильного обучения школе;

- создание сети профильных учреждений ;

- возможность выбора учащимися образовательного учреждения;

- повышения качества образования на старшей ступени образования;

         - создание условий для индивидуализации обучения и социальной адаптации выпускников.